Дымковская церковь

Объект культурного наследия «Ансамбль Дымковских церквей: 

Церковь Сергия Радонежского (Дымковская), 1739-1747гг.» 

по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, с. Дымково

Фотографии, представляющие объект и элементы объекта до проведения работ:

Южный фасад. Фрагмент. Фото 2014г.

Декоративный элемент фасада "цветок". Фото 2014г.

Элемент висячего крыльца. Внешний вид. Фото 2014г.

Изразцовая печь алтаря второго этажа. Фото 2014г.

Портал второго этажа. Металлическая дверь. Фото 2014г.

Свод и изразцовая печь трапезной первого этажа. Фрагмент. Фото 2014г.

Солея первого этажа. Фото 2014г.

Южная стена трапезной. Фото 2014г.

Историческая справка

Рассматриваемое здание - церковь Сергия Радонежского находится на территории Дымковской слободы и является тёплым храмом Дымковского прихода. Ансамбль состоит из двух каменных церквей: холодной одноэтажной церкви Дмитрия Солунского и теплой двухэтажной церкви Сергея Радонежского; с восточной стороны от церквей расположены ворота ограды, некогда окружавшей приход.   Ансамбль расположен на берегу реки Сухоны и с юга и с запада окружен низкой, преимущественно одноэтажной, застройкой слободы. 

Дата основания Дымковской слободы и связанного с нею прихода не известна, однако самое посвящение одной из дымковских церквей покровителю Дмитрия Донского - Дмитрию Солунскому, а другой - знаменитому современнику этого князя, основателю Троице-Сергиевского монастыря Сергию Радонежскому позволяет, с известной степенью достоверности, отнести дату возникновения этого ансамбля ко второй половине XIV века. Считается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы на Руси были выстроены и освящены в честь этого события в 1383 году.

Батков Н. пишет: «8 апреля 1380 года грянула Куликовская битва. Победили соединенные силы русских… В честь победы в Дымкове (теперь часть Устюга) были построены деревянные церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, позднее на их месте воздвигли каменные, сохранившиеся до нашего времени».

В это время Дымковская слобода была, очевидно, одной из многочисленных удельных вотчин великого московского князя и перешла затем к его потомкам. Впервые Дымково упоминается в 1462 году в грамоте внука Дмитрия Донского Василия II Темного, в которой великий князь завещает эту слободу своей супруге. Одновременно со слободой, по-видимому, был основан и сам приход, состоявший уже в то время из двух церквей, первые сведения о которых содержит сотная книга 1630 года. На основании данных этой книги, Дымковский приход в первой половине XVII в. представляется свободно организованным, живописным ансамблем, в котором роль главного сооружения играла величественная шатровая церковь Дмитрия Солунского "рубленая вверх" и служившая холодным летним храмом этого прихода. Рядом с Дмитриевской церковью располагалась теплая зимняя церковь Сергия Радонежского, построенная по типу скромных клетских культовых сооружений. Общую композицию этого ансамбля венчала отдельно стоящая стройная шатровая колокольня "рубленая округло". 

Кроме того, при этих церквах находилось кладбище и размещенные периметрально различные вспомогательные и хозяйственные сооружения, а вся территория прихода была обнесена деревянной оградой.

В писцовой книге 1630 г. сохранилось описание Дымковской церкви: « …церковь Дмитрия, Солунского чудотворца, древянна вверх, да теплая церковь Сергия Радонежского чудотворца древянна клецки…» «Колокольня рубленная, шатровая…»

Подобную структуру в XVI-XVII вв. имело большинство всех приходских ансамблей Великого Устюга, и в этом отношении дымковский комплекс является одним из наиболее типичных образцов.

Великоустюгская епархия, просуществовавшая чуть более ста лет с 1662-го по 1786-й годы, внесла довольно значительный вклад в развитие Великого Устюга. Присутствие церковной знати в городе, несомненно, накладывало свой отпечаток на строительство и благоустройство церковных зданий. 

Именно в этот период многие церкви города изменили свой первоначальный облик и своё внутреннее убранство. Коснулось это и Дымковских церквей. Как уже известно, первоначально все постройки Дымковского ансамбля были деревянными, но в начале XVIII века начинается замена их каменными. 

Общая перестройка ансамбля началась с сооружения каменной Дмитриевской церкви, строительство которой было завершено в 1708 г. «В 1700 г. апреля в 6 день положено основание для здания каменной холодной церкви; достроена она в 1708 г. августа 20 дня, а освящена в 1709 г. июля 6 дня во имя великомученика Дмитрия Солунского… » (Попов А. Дымковская Дмитровская церковь в г. В.Устюге. В.Е.В., 1874, с. с. 120-129).

Роль теплой церкви при этом в новом храме продолжала играть старая деревянная клетская церковь, и только в 1739 г. на ее месте был воздвигнут новый зимний Сергиевский храм: «В 1739 г. мая 3 дня положено основание для теплой каменной двухэтажной церкви, которая достроена в 1747 г. Нижний теплый храм освящен был в 1750 г. … во имя Святителя Николая Миркийского Чудотворца. Верхний храм освящен был в 1769 году … во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца…» (Попов А. Дымковская Дмитровская церковь в г. В.Устюге. В.Е.В., 1874, с. с. 120-129).  

Окончательное оформление Дымковского ансамбля относится ко второй половине XVIII века, когда вокруг всего прихода была сооружена каменная ограда с двумя обращенными к Сухоне декоративными угловыми башенками и двумя воротами, из которых одни вели к реке, а другие – на юго-запад к жилой застройке самой слободы.

Интересно, что и на этой стадии своего развития Дымковский комплекс продолжал оставаться одним из наиболее характерных примеров организации приходского ансамбля Великого Устюга. Так, построенная раньше других Дмитриевская церковь, подобно большинству устюжских каменных летних церквей, представляла собой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, и по своим формам тяготела к XVII веку. В связи с холодной церковью находилась колокольня, получившая типичную для подобных сооружений этого времени неизменную шатровую форму. 

Наконец, общий характер местных зимних храмов XVIII века нашел свое отображение в церкви Сергия Радонежского с ее ярусным завершением центрального объема и с пристроенной с запада обширной трапезной. В результате свободной компоновки всех этих разнообразных сооружений был создан замечательный ансамбль, который и в этой новой редакции сохранил присущие древнерусскому зодчеству богатство силуэта, живописность и органическую связь с окружающим природным ландшафтом.

В 1859 году на пожертвования купцов Ильи Грибанова и Павла Жилина вокруг церквей построена каменная ограда с двумя небольшими башенками на углах.

После выхода Декрета Совета Народных Комисаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года отношение к храмам резко изменилось. Стали приниматься решения об их закрытии для службы и сносе или приспособлении под хозяйственные нужды.Тоже произошло и с церковью Сергия Радонежского. 

В 1930 году храм закрыли, после чего его использовали в качестве складского помещения. Позднее он был передан Великоустюгскому музею. В 1983 – 1986 годах в церкви проводились реставрационные работы под руководством архитектора института «Росреставрация» (г. Москва) Э.Э.Наседкина, была перекрыта кровля, проведена починка стен, отмостки, побелка стен внутри и снаружи, расчистка изразцового пояса. Шатер колокольни из-за большой посадки одной грани был разобран и выложен вновь. Разрушена ограда вокруг прихода, до наших дней от нее дошли остатки пилонов с южной стороны и на участке между часовней и восточными воротами.

В конце XX –начале XXI веков ежегодные ледоходы на реке Сухоне сильно подмыли берег, что грозило обрушением храмов. Но берег вовремя укрепили бетоном, чтобы со временем не утратить этот замечательный ансамбль, живописно и органически вписывающийся в окружающий природный ландшафт.

В 1984 году на церковь Сергия Радонежского разработан паспорт объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) архитектором института «Росреставрация» Медведевым И.Б. (г. Москва).

Литература

1. Акты Холмогорской и Устюжской епархии ч. 1-2 «Русская историческая библиотека». Т. 12,14. СПб. 1890-1894.

2. Бочаров Г. Выголов В. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. М. 1983.

3. Бысть на Устюзе…Историко-краеведческий сборник. Вологда.1993.

4. Великий Устюг. Краеведческий альманах. Т.1-4.Вологда.1995.2000.2004.2007.

5. Дунаев Б.И. Северо-Русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. М.1915.

6. Евдокимов И.В. Север в истории русского искусства. Вологда. 1921.

7. Кудрин Н.М. Запечатлённая память. Архангельск. 1986.

8. Степановский И.К. Вологодская старина. Историко – Археологический сборник. Вологда. 1890.

9. Суворов Н.И. Устюг Великий в конце ХУП столетия. Вологда. 1864.

10. Тельтевской П.А. «Великий Устюг». М.,1960.

11. Тельтевской П.А. « Великоустюгская архитектура и искусство 17-19 веков. М.1977.

12. Титов А.А. «Летопись Великоустюжская»- М.,1889.

13. Устюжские летописи. Вологда, 1874.

14. ШильниковскаяВ.П. Великий Устюг. М.,1973.

15. Шляпин В.П. Из истории г. Великого Устюга - Записки Северо-Двинского общества изучения местного края, выпуск 1-4.Великий Устюг,1925,1926,1

Основные реставрационно-восстановительные работы которые будут проведены до конца 2014г.

1. Вычинка деструктурированной кладки большемерным кирпичом.

2. Устройство отсечной гидроизоляции методом инъектирования.

3. Выполнение работ по вертикальной планировки территории прилегающей к  памятнику и ее благоустройство.

4. Устройство отмостки по периметру наружных стен, отмостку здания выполнить с заложением теплоизоляции для уменьшения глубины промерзания грунта.

5. Ремонтно-реставрационные работы по крыльцу церкви с устройством затяжек по столбам в уровне фундаментов, перекладка свода, укрепление кирпичной кладки и замена покрытия кровли.

6. Воссоздание креста на главке над крыльцом.

7. Воссоздание деревянной одномаршевой лестницы в крыльце, конструкцию смотри на чертежах.

8. Реставрация фасадов здания:

- расчистка поверхности кирпичной кладки фасадов;

- обработка очагов биопоражения специальным антисептирующим составом;

- восполнение утрат в растворных швах, лицевой поверхности кирпича и вычинке кладки;

- реставрация штукатурки фасадов;

- окраска фасадов;

- гидрофобизация окрашенной поверхности фасадов;

- защита закладного металла.

9. Замена поврежденных гнилью деревянных конструкций крыши, замена кровельного покрытия над трапезной, притвором с последующей покраской всей поверхности кровли церкви.

10. Реставрация внутренних помещений, восстановление утраченных и поврежденных элементов кирпичной кладки и декора:

- расчистка поверхности кирпичной кладки, удаление старых деструктированных покрасок и штукатурки;

- антисептирование кладки;

- восполнение утрат в растворных швах, лицевой поверхности кирпичной кладки и вычинке;

- нанесение штукатурного раствора;

- окраска интерьеров памятника.

11.Работы по реставрации, воссозданию полов из белого камня.

12. Замена чердачного перекрытия в помещении притвора с поднятием отметки для воссоздания портала.

13. Работы по укреплению сводчатых перекрытий методом инъектирования трещин.

14. Работы по реставрации живописи.

15. Работы по реставрации, воссозданию декоративных деревянных панелей.

16. Работы по реставрации изразцовых печей.

17. Устройство внутренних инженерных сетей отопления и электроснабжения, пожарно-охранной сигнализации.

Контактная информация

  1. Первый заместитель генерального директора ООО «Центррегионстрой» - Петухов Илья Юрьевич.
  2. Ответственное лицо за предоставленную информацию:

Русских Андрей Петрович, ООО «Центррегионстрой», (499) 236-62-27 доб.110, tsrsmto7@mail.ru.